Изображение
    С удовольствием представляем Вашему вниманию главу "Китай" из книги "Пелевин и поколение пустоты" (Сергей Полотовский и Роман Козак, издательство "Манн, Иванов и Фербер", 2012) и предлагаем посмеяться вместе с нами. В главе фигурируют такие интересные сообществу Saint-Tea реально существующие персонажи, как Виктор Пелевин и Бронислав Виногродский. 
   Книга скудна фактами и богата домыслами, но на роль биографии и не претендует. Рекомендуется поклонникам Виктора для лучшего/нового понимания происходящего в его творениях.

Китай

   Китай, крупнейший геополитический сосед СССР, традиционно играл далеко не первую скрипку в оркестре культурных ассоциаций советских граждан. Практически единственная страна, с которой Советский Союз вел прямые военные действия во второй половине ХХ века, удостоилась двух противоположных по смыслу анекдотов. Один — про оптимиста, который учит английский, и пессимиста, который учит китайский. Другой — про намерение Китая послать в зону конфликта два танка: «Как? Оба?!» Страх за маской превосходства. 
   Но у продвинутых пользователей Китай котировался высоко — как страна-производитель знатного гонконгца Брюса Ли, шаолиньских монахов и вековой даосской мудрости. Пелевин был пользователем продвинутым изрядно, поэтому тема Китая активно играла у него еще в 1991-м — в рассказе «СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка» с зачином: «Как известно, наша вселенная находится в чайнике некоего Люй Дун Биня, продающего всякую мелочь на базаре в Чаньани». 
   Правда, в истории простого крестьянина из Поднебесной,который с какого-то перепугу очутился в кресле правителя советской империи, Китай не более чем ширма, из-за которой выглядывает простодушный посторонний. Вся культурная специфика относится к осени Советского Союза.
   Рассказ 1999-го «Нижняя тундра» гораздо более китайский, хотя и здесь автор склонен использовать экзотический антураж, односложные имена и прочую тигрово-драконью машинерию прежде всего для сатиры на современную Москву с клофелинщицами у Курского вокзала.
   Китайские мотивы есть и в «Чапаеве и Пустоте» (1996),и в «Generation “П”» (1999)—наиболее популярных пелевинских вещах. Сам Пелевин свое отношение к родине Конфуция и фальшивых кроссовок сформулировал на семинаре, который он провел в Токийском университете 26 октября 2001 года,свидетельство о чем сохранилось в стенограмме выступления:
    «В Китай влечет очень много всего. Я очень люблю древнюю китайскую литературу. Очень многие направления человеческой мысли, которые меня всерьез занимают, возникли там…Мне кажется, что у этой страны огромное будущее. Там чувствуешь прошлое и будущее и стоишь как бы на сквозняке, который дует из одного места в другое. К тому же каждый пятый человек на Земле — это китаец».
    Можно сказать, что в его книгах китайское уступает по индексу цитирования только американскому. Все-таки английский Пелевин знает достаточно хорошо, чтобы жонглировать словами и продуцировать кросскультурные каламбуры,а ни мандаринский, ни кантонезский в таком совершенстве не освоил. Хотя кое-какие слова он не мог не выучить в своих китайских путешествиях.

Ритрит молчания

    «Слову “хуй” я, конечно, научил его первым делом,—рассказывает синолог Бронислав Виногродский. — “Хуй” в китайском записывается разными иероглифами и имеет много значений: возвращаться, собрание, соединение, оборот…»
    Виногродский—виднейший китаевед и переводчик.В 1997-м он вместе с Михаилом Баевым открыл в переживав-шем тогда смену владельцев и ремонт московском саду «Эр-митаж» тематический «Клуб чайной культуры» с фонарями,шкафчиками и столами из древесных корней. В конце 1990-хв число завсегдатаев клуба входил и Пелевин. 
    После нескольких лет общения возникла идея экспедициив Китай, тура по даосским монастырям. В памятную поездкуначала двухтысячных отправились четверо: кроме Виногродского и Пелевина поехали два легких на подъем художника—Африка (Сергей Бугаев) и Гермес Зайгот. По словам последнего, в основном ездили по старым даосским монастырям в провинции Сычуань.
   «В некоторых останавливались на три-пять дней,—вспоминает Гермес Зайгот. — В длительном путешествии важно подобрать правильную команду. Потому что тут спадают все маски. Одна комната, один туалет. Одно коллективное бессознательное тело. В такой ситуации люди вскрываются». 
    Как же вскрылся Пелевин? Сергей Бугаев отказался комментировать поездку. А Виногродский и Зайгот приводят один характерный эпизод, произошедший неподалеку от горы Цинчэншань, в районе плотины Дуцзянъянь. Однажды, проснувшись утром в монастыре, путешественники обнаружили на столе записку: «Я, Виктор Пелевин, начинаю трехдневный ритрит молчания. Просьба меня не беспокоить. Все вопросы в письменном виде».

«Кто разрешал залезать ко мне в голову?»

    Ритрит, или обет молчания,—нормальная буддийская практика.Люди могут не говорить годами, к вящему удовольствию окружающих. Однако товарищи пелевинское решение не оценили.
    «Обычно ритрит устраивают в более уединенных местах,не с коллективом в совместном путешествии, — недоумевает Гермес Зайгот. — И ритрит заключается не в том, чтобы про-сто не говорить. Это еще и остановка внутреннего диалога.А если он продолжается, то зачем это?»
    Аналогичного мнения придерживается и начальник экспедиции Виногродский. Он вообще остался не в восторге от попутчика-писателя: «В быту он не компанейский, с ним не очень приятно ездить. А этот обет молчания—просто смешно. Он нас всех достал, потому что внутри-то он пищал,как сорока».
    Гермес предлагает неожиданное развитие сюжета о ритрите: «Так вот он молчит, мы едем в новый монастырь. И тут он видит фуникулер. Ну и он пошел на фуникулер вместо общения с просвещенными». 
    Пелевин — сочинитель, придумщик, преобразователь.Прежде всего—фиксатор действительности с блокнотом или электронным записывающим устройством в кармане. Попутчик в любом случае не из легких. Тем не менее впечатления у Гермеса Зайгота остались в целом позитивные.
    «Витя—человек очень интересный и в душе тонкий и нежный,—говорит он.—Внешние проявления—это форма защиты. Мы однажды сидели в одном монастыре. Дошли уставшие. Пришли, сидим. Я стал медитировать, и абсолютно случайно я попадаю в голову Вити Пелевина и так спокойно блуждаю. Мне интересно, хорошо, приятно, удивляюсь иногда. Вдруг в какой-то момент—а Витя рядом со мной сидел — он так встрепенулся, напрягся и говорит: “Гермес, кто тебе разрешал залезать ко мне в голову?” И головой так меня боднет достаточно сильно. Такие вот вещи могут происходить только с действительно очень тонкими, раскрытыми людьми».
   Виногродскому запомнились меткие писательские замечания. «Он, несомненно, ярко остроумен,—говорит он.—При этом он не то что шутит, но периодически выдает чеканные выражения, которые стоит записывать. Например, “бесплатный сыр бывает только в мышеловке, но нам, тараканам, это похуй”».    По словам и Виногродского, и Зайгота, затем Пелевин провел в Китае год в даосском монастыре. «Вернувшись оттуда, он сказал мне удивительную фразу,—говорит Зайгот.—Я ему:“Ну как?” Он говорит: “Ты знаешь, я все понял”. Я: “А что ты понял, Витя?” Он: “Белая стена—это всего-навсего белая стена и ничего больше”. И тогда я понял, что он действительно познал даосскую суть, дзен даосский».

Прости, Слава

   Под впечатлением от первой поездки Пелевин напишет «Числа» (2003) и «Священную книгу оборотня» (2004). В «Числах» фигурирует похожий на Виногродского персонаж. Шарж сложно назвать комплиментарным.
   Герой «Чисел» Степа начинает пить зеленые чаи, их при-носят из «расположенной на территории парка Горького кон-торы со странным названием “ГКЧП”».

   Когда Степа спросил, что все это значит, ему объяснили, что сокращение расшифровывается как «Городской клуб чайных перемен».Название было интригующим и подвигало на дальнейшие расспросы. Так состоялось Степино знакомство с гадателем Простиславом,который был в клубе за главного консультанта и духовного учителя. Внешне Простислав напоминал Кощея Бессмертного, переживающего кризис среднего возраста. Все в нем выдавало осведомителя ФСБ — восемь триграмм на засаленной шапочке, нефритовый дракон на впалой груди, расшитые фениксами штаны из синего шелка и три шара из дымчатого хрусталя, которые он с удивительной ловкостью крутил на ладони таким образом, что они катались по кругу, совсем не касаясь друг друга. Когда он взял в руки гитару и, отводя глаза, запел казацкую песню «Ой не вечер», Степа укрепился в своем подозрении. А когда Простислав предложил принять ЛСД, отпали последние сомнения. Числа (2003)

   В другом месте описано, что у Простислава имелась большая коллекция буддийского порно, «стрейт» и «гей» — от стандартной эта порнография отличалась только тем, что все действие происходило в горящем доме — что символизировало недолговечную земную юдоль.
   По словам Гермеса Зайгота, Бронислав потом на Пелевинаобиделся — и зря. «Пелевин его вывел как Простислава, агента ФСБ. Но он настолько тонкий и умный человек, что ужев самом имени героя попросил у Бронислава прощения: “Прости, Слав”,—замечает Зайгот. — Однако Бронислав обиделся,и тут он абсолютно не прав. Потому что если обиделся, зна-чит, ты такой и есть».
   Виногродский описывает эту историю суше: «Я там засвечен в “Числах”—в качестве персонажа, узнаваемый абсолютно».
   Неудивительно, что теперь Виногродский утратил контакт с писателем. «Не могу сказать, что я фанат Пелевина,—говорит он.—Мне безусловно нравится его ранняя вещь “Затворник и Шестипалый” — самая добрая. А потом пошли проблемы с добром. Последнее я не читал. Между поездками мы общались, а потом он куда-то свалил. Но сожалений не было. Пелевин — тяжелый в коммуникации человек с не очень приятным характером. Мрачный он человек в быту, не оптимистично настроенный персонаж. Мы еще куда-то ездили,

в Питере тусили с Африкой, наверное, с Борей Гребенщиковым встречались, в Университете культуры чуть ли не лекцию читали, сидели у каких-то художников… Все это в прошлом.Я не жалею».
    Вышеупомянутая лекция проходила в Музее сновидений имени Фрейда на Петроградке. В «Числах» можно найти отголосок и этого события:

—Пару дней меня не будет,—сказал он.—Максимум три.
—Куда ты едешь?—спросила Мюс.
—В Питер,—ответил Степа, зная, что лучше говорить правду обо всем, кроме самого главного.—У Простислава доклад в музее сновидений. На тему «“И Цзин” и фехтование».
Числа (2003)

 
 
Изображение
  Сегодняшний краткий сказ будет об одном из самых редких видов китайского чая - Лао Те Гуань Ине.
  Обычно считается, что тегуаньинь (относящийся к светлым улунам) должен быть максимально свежим, но в этом случае действует другой принцип - для производства берётся первоклассный чайный лист, а далее чай выдерживается N-ное количество лет. Что должно существенно повлиять на вкусовые качества, сделать чай другим, совсем непохожим на классический тегуаньинь.
Моё впечатление: это что-то среднее между светлым и тёмным улуном, на грани. Из серии "жареного тегуаньиня", но с куда более тонким вкусом. Не лёгкий и не тяжёлый.
Это чай, для тех, кто ищет что-то новое, расширяет свои вкусовые границы.
   Наш поставщик прислал нам Лао Тегуаньинь с указанным возрастом 10+ лет. Надеемся, что это правда - цена располагает поверить. Есть несколько порций на пробу и для покупателей, сразу скажем, что цена кусается: 10 грамм (2-3 чаепития) = 500 рублей. Недорогого и действительно выдержанного Лао Те Гуань Иня не бывает. На сайт выкладывать не будем - слишком малое количество в доступности, заказать можно через почту/соц.сети/телефон. 

 
 
Изображение
Национальный съезд Коммунистической партии Китая - последние приготовления к началу заседания.
 
 
  Сегодня Saint-Tea расскажет о видах китайского чая. Выделим главные категории и вкратце поговорим о каждой, чтобы Вы смогли без труда всё понять и в дальнейшем уверенно отнести любой чай к тому или иному виду.
  Процесс изготовления чая начинается с взращивания чайного листа и завершается процессом обработки. Чай различают на группы как раз в соответствии с видами чайных кустов и дальнейшими способами обработки.

7 групп ниже приведены по убыванию степени ферментации:
1. Белый чай
2. Зелёный чай
3. Жёлтый чай
4. Улуны
5. Красный чай
6. Пуэры
7. Чёрный чай
Изображение
1. Белый чай 
  Белый чай почти не подвергается обработке - чай собирают и сушат на солнце. Никакой ферментации.
  Чайные почки обязательно покрыты белым ворсом - вернейший признак белого чая, форма листа может значительно различаться между сортами.
  Самые известные сорта белого чая: Бай Хао Ин Чжень("Серебряные иглы с белым ворсом"), Гунмэй, Баймудань (он же "Белый пион"), Иньло("Серебряная улитка").
  Вкус - всегда невероятно нежный, чуть сладковатый, возможны медовые нотки, если говорить языком общепонятных ассоциаций. Главное и во вкусе, и в аромате - тонкость. Поэтому, возможно, некоторые любители чая поймут белый не сразу - чтобы действительно понять, нужно постараться и сосредоточиться на чае.

Изображение
2. Зелёный чай
  Самый популярный чай в Китае. Причина названия вовсе не в цвете - другие виды китайского чая тоже могут быть зелёными. Почти нет обработки и механического воздействия, слабоферментирован.
  Для зелёного чая крайне важна свежесть, но упаковывать его в вакуум нельзя - непременным условием является сохранение формы чайного листа. Поэтому крайне желательно хранить свежий зелёный чай в холодильнике.
Наши любимые сорта - Лун Цзин и Хуаньшань Мао Фен.

Изображение
3. Жёлтый чай
  Жёлтый чай производится только из верхних почек (что заведомо говорит о высоком качестве сырья), этот чай всегда дорогой и элитный.
  Неотъемлемый этап в изготовлении жёлтого чая - "томление" чайного листа в мешках или специальной бумаге в определённом количестве и при определённой, повышенной температуре. 
  Слабоферментирован - до 10%. Самый редкий вид китайского чая.

Изображение
4. Улуны
  Улуны в Китае называются "Цинь Ча" - "бирюзовый чай". Но не из-за цвета - бирюза в данном случае означает драгоценность. "Драгоценный чай" относится к полуферментированным (степень ферментации 10-60%). 
  Улуны можно разделить на две главные группы - светлые и тёмные. На примере двух самых известных: Те Гуань Инь - светлый, Да Хун Пао - тёмный. Что их объединяет в один вид - улуны ? Способ производства - чайному листу серьёзно "достаётся" в процессе обработки. Одна из конечных стадий - прожарка, как раз её степень, в основном, и различает улуны на светлые и тёмные.
  Для светлых крайне важна свежесть - и те гуань инь, и даже молочный улун чаще всего хранятся в вакуумных упаковках и холодильнике.
Производятся улуны в южных провинциях Китая, каждая провинция производит свои собственные сорта. Улуны - это интересно, спешите их узнать.
Один из наших любимых - Фэн Хуан Дань Цун.

Изображение
5. Красный чай
  Первой ассоциацией со словом "чай" в России является именно красный, у нас он называется чёрным. Это самый распространённый в мире чай.
  Конечно, китайский красный чай разительно отличается от предлагаемого в супермаркетах чайного мусора. И на голову выше индийского и африканского. 
  Красный чай - сильноферментированный, отлично подойдёт для холодного времени года. Чайный настой - красивый и тёмный.
Среди самых известных сортов - Дяньхун, Серебряные и Золотые Брови.

6. Пуэры
  Пуэром имеет право называться только чай, произведённый на территории провинции Юннань. Чаще всего пуэры оказываются в прессованном состоянии, хотя бывают и в рассыпном. Классическая форма для прессовки - блин 357 или 400 грамм. Бывают и блины других размеров, квадратные и прямоугольные формы, то чи (гнёзда). Делятся на два принципиально разных вида - шены (светлые, зелёные пуэры) и шу (тёмные, чёрные пуэры). А теперь кратко расскажем о  разнице между шенами и шу.
  Шу (тёмные) стали делать только 40 лет назад - китайцы придумали способ искусственно состаривать пуэр. Чайный лист заставляют преть, сваливая в огромные кучи, заливая водой и повышая температуру - так ускоряется ферментация. По идее вкус шу должен напоминать 15-20 летний шен. Но только по идее, разница в цене и вкусе очень значительна. Чайный настой тёмный, непрозрачный.
  Шены (светлые пуэры)  производятся уже много веков (если быть точным - 7) подряд. Чайный лист сушат, подвергают обработке и прессуют по специальной технологии. Шены - это бескрайнее многообразие вкусов. Два главных показателя качества шена, формирующие его цену - чайный лист (его источником может быть уникальное и легендарное дерево возрастом 500 лет) и возраст блина(с каждым годом шен становится дороже, конечно, при условии качественного сырья изначально). Чайный настой светлый и прозрачный.
  Развеем мифы - пуэры не хранятся в земле, непосредственно вкуса земли и какого-либо перегноя быть не должно, даже в шу!) Хотя возможны такие вкусовые ассоциации. На складе/в магазине/дома необходимо создать простые условия для хранения блинов - отсутствие влажности и постоянную температуру.
По мнению китайцев, пуэр - чай от ста болезней. Особенно положительно пуэры сказываются на пищеварении - в том числе способствуют похудению, и это доказанный медицинский факт, а не рекламный ход китайцев. 
И шу, и шены тонизируют и бодрят.
Изображение
7. Чёрный чай
  Это не пуэры, это не красный чай, это совсем другая история.
  Чёрный чай полностью ферментирован - 100%.
Самый сложный и длительный процесс производства - китайцам больше всего приходится воздействовать на чайный лист.
Тёмный и насыщенный - и цвет настоя, и вкус.Существует обычно в прессованном виде, встретить в России его непросто !
  Самый известный и авторитетный завод по производству чёрного чая - Baishaxi (Байшаси) в провинции Хунань.

Это база, которую нужно знать для понимания китайского чая. Пейте, понимайте, выбирайте свои и, конечно, следите за новыми статьями в блоге Saint-Tea !
 
 
Изображение
 Речь сегодня пойдёт о, возможно, самом популярном китайском экспортном чае (если не брать в расчёт пуэры) - молочном улуне (он же молочный оолонг). Китайское название - Най Сян Цзинь Сюань (Огненный Цветок Молочного Аромата). 
  Цзинь Сюань (Огненный Цветок) -  островной улун, выращивается в Тайване, а не в китайской провинции Фуцзянь, как часто сообщают китайские и российские продавцы. Иногда Цзинь Сюань имел тонкий молочный привкус, куда менее ярко-выраженный, нежели привычный молочный улун в настоящее время. 

  Так откуда же берётся столь полюбившаяся западному миру сладковатая молочно-карамельная нотка вкуса ? Сразу же развеем все мифы о выдерживании в молоке, обработке ананасовым соком или сахарным тростником. Источник сладости - синтетический ароматизатор Найсян. Соответственно, отсюда и частая излишняя приторность аромата молочного улуна. 

  В искусственной ароматизации нет ничего страшного, но этот чай имеет мало общего со своим тайваньским прообразом. Ароматизированный молочный улун производится, как и большинство улунов, как раз, в провинции Фуцзянь. Скрученные листья внешне очень похожи на Те Гуань Инь, но опытный глаз без труда визуально различит два сорта, даже не сравнивая ароматы. 
 Молочный улун особенно нравится только начинающим интересоваться китайской чайной культурой и почти всем девушкам. Если вы не относитесь к этим двум категориям - не смущайтесь и продолжайте наслаждаться любимыми сортами китайского чая ! 

  По многочисленным заявкам мы снова добавили молочный улун в ассортимент Saint-Tea, выбрав максимально качественный чай - молочный улун в интернет-магазине Saint-Tea.

 
 
   На днях мы получили новые чайные доски (они же чабани, чайные подносы) из Китая. Вместо рекламного поста лучше напишем небольшую статью про этот важнейший предмет.
   Чабань - основа чайной церемонии, всё действие происходит на ней. Предмет не только декоративный, но и крайне функциональный - чайная доска позволяет не беспокоиться о брызгах, сливать первую заварку и воду после прогрева посуды. Без чайного подноса невозможно провести достойную правильную церемонию - процесс будет неудобным и неэстетичным.
   Существует два главных типа чабаней - с выдвижным поддоном и из цельного дерева/полиматериала с трубкой для выхода воды.
Самые доступные по цене - бамбуковые чайные доски. Бамбук общедоступен в Китае, доски менее долговечны по сравнению с изготовленными из других пород дерева. Среди самых дорогих материалов - эбеновое дерево и милеттия, тёмные китайские породы. Также в настоящее время для создания чабаней используются камень и полиматериалы. 
   Размер чайных досок варьируется от нескольких десятков сантиметров (компактные переносные доски или доски на одного-двух людей) до нескольких метров, что позволяет удобно разместить множество чайных предметов и провести церемонию комфортно для большого числа гостей. Чтобы было понимание - доска длиной ~50 см подходит для церемоний на 1-4 человек.
  Часто чабани украшаются иероглифами, значение которых носит чайный характер либо пожелание благоденствия, счастья и здоровья.
Что главное при выборе чайной доски ? Чабань обычно покупается на несколько лет или навсегда. Оцените качество исполнения - здесь не нужны никакие специальные знания. А самое главное - чабань должна нравиться именно вам. Вам с ней жить.
 
 
Первый вброс краски на стены от www.saint-tea.ru
Без настоящего чая твоя жизнь также безысходна, как серые стены вокруг. Шутка с долей шутки.
 
 
Изображение
А сегодняшним вечером Saint-Tea неплохо провели время в ресторане "Сказка" близ Финского Залива, устроив выездную чайную церемонию на корпоративном событии. Это мы к чему - не забывайте, что Saint-Tea проводит чайные встречи, домашние и гостевые - как для частных лиц, так и для юридических !
Заказ - через сайт www.saint-tea.ru / по телефону / через личные сообщения Вконтакте или Facebook.

 
 
Вторая часть первой встречи Saint-Tea и Podster - чайный аудиоподкаст. 
Напоминаем, что первый блин выходит комом, но тем не менее - слушаем, репостим и наслаждаемся размеренным диалогом !
 
 
В конце марта подкаст-терминал Podster.ru пригласил Saint-Tea (то есть нас) к себе в гости для записи аудиоподкаста. Мы с радостью согласились и провели выездную дружескую чайную церемонию. Записали 2 первых выпуска, в плане аудиосодержания - возможно, первый блин комом, но не судите строго. Дальше - лучше, а пока первый выпуск уже в сети ! Enjoy.